Зайцев Егор
Я появился на Свет Божий вследствие усилий двух талантливейших художников. Моя мама – Марина Зайцева, Заслуженный художник РСФСР, гениальный цирковой дизайнер, великолепный и опальный живописец студии Элия Билютина «Новая Реальность», лучший рисовальщик своего курса Текстильного Института, где она и познакомилась с моим папой – Славой Зайцевым. Они рассказывают, что рисовать я начал в раннем возрасте, это отдельная тема, главное - что я, как возможный художник, был заложен генетически…
Однако, когда пришло время определяться с институтом и, следовательно, с профессией, я был безволен и растерян, ибо считал, что художник-модельер – абсолютно не мужская профессия, да и что это за профессия, не имел понятия. Вот если бы просто рисовать! Опуская лирику, скажу, что, закончив в 1983 году институт, я был приглашен на практику в только что открывшийся тогда Дом Моды на Проспекте Мира, ставший в дальнейшем Московским Домом Моды Вячеслава Зайцева.
Моей первой коллекцией стала дипломная работа – 6 мужских нарядных блузонов и брюк, которые мой папа включил в вечерний блок своего fashion-show. Потом было много коллекций, показов, работа с Театром Моды, с Агентством моделей. Я работал с большим числом известных музыкантов, начав с квартирных концертов моих друзей из группы «Крематорий». Делал костюмы для кинематографа, цирка, фигуристов. Много чего было интересного за эти годы.
В 1998 году я получил «Гран-при» на фестивале Моды «Бархатные Сезоны в Сочи» и на свой первый и, увы, последний гонорар (5000 $) купил себе старенький мотоцикл «VULKAN», на котором езжу до сих пор. Так и шла моя жизнь хулигана, драчуна, художника и убежденного холостяка. …
Но в конце прошлого года, когда мой стаж в Доме Моды достиг 22 лет, я почувствовал, что целесообразность моего пребывания в Доме была поставлена под сомнение. Именно в это период на моих рисунках стали прорастать щупальца. Это было невольно, но искренне. Я каждый вечер спешил домой, к столу, к бумаге. И все новые образы приносили мне мои одинокие творческие вечера.
Конечно, не все могло воплотиться в одежде, но именно под влиянием моей материализовавшейся душевной боли была создана коллекция ВЖО, которую я показал на Russian Fashion Week 04.04.04. По счастливому стечению обстоятельств это была Пасха, а моя невеста вышла на подиум с букетиком вербы, который я купил этим утром у бабушки возле станции метро «Белорусская».
…RFW дала мне крылья, высветила надежду, вернула к своим коллегам, своей аудитории. Весенне-летнюю коллекцию L.Ж.П. я делал с огромным удовольствием, хотя проблем в отношениях и на работе не уменьшилось, и моя боль обрела, к тому же, оттенки разочарования и печали. А щупальца обрели цвет, и, перестав хватать и царапать воздух, стали сами обнимать тело, защищая приходящие извне и изнутри образы. Они учились заново любить, но очень боялись измены.
Вера ушла, надежда жила во мне. И любовь. Чувство, что Зло пришло в мир, не оставляло меня. Оно вселилось в близких людей – я чувствовал это. Поэтому мои коллекции такие. Это перестало быть моими фантазиями – это стало моей художественной философией. И мои модели – не эпатаж, они – моя частичка вселенской боли и бессилия. Хотя нет. Я так борюсь, возможно, с ветряными мельницами.
P.S. Что касается моих корней, истоков, то я – из 80-х годов, из русского рок-н-ролла, из нашей рок-революции. Я был активным деятелем движения «неформалов»: металлистов, панков. Стоял у истоков рождения первого отечественного мотоклуба «NIGHT WOLVES MG MOSCOW»; в те годы я издавал подпольные журналы «Хэ’м» и «Новый Хэ’м», попавшие в энциклопедию русского Самиздата. Я их позиционировал как «Орган антифашистского сопротивления».
Я горжусь тем, что в 1991 году провел 2 ночи на баррикадах у Белого Дома. С половиной кирпича в руке я стоял там наверху за демократию и крах тоталитаризма. В 1993 году я был на баррикадах у Моссовета. Что касается коммунизма в России: мне кажется, эта страница перевернута окончательно, это болезненная ностальгия уходящего поколения рабов.
Сейчас гораздо актуальнее фашизм, т.к. идет активный метаболизм национальной идеи. Что касается моды в России – она делает первые шаги, я имею в виду новое поколение художников и сейчас самое интересное, хотя и смутное время.
С уважением, YEGOR. 25.01.05