Breguet


«Когда вы носите прекрасные часы Breguet, вы ощущаете мозг гения в своем кармане», – изрек когда-то известный коллекционер сэр Давид Соломоне. Человеку с удивительно мягким умным взглядом, необычайно тактичному, чуравшемуся политических потрясении и социальных катаклизмов, бежавшему от французской революции 1789 года, Абрахаму-Луи Бреге было суждено стать великим революционером в часовом деле, автором стольких открытий и усовершенствований, сколько не удалось до него никому и, пожалуй, уже никому не удастся!

Швейцарец по происхождению, 15-летним юношей Бреге уезжает в Париж учиться часовому делу и очень скоро преуспевает в этой науке. Настолько, что король Людовик XVI берет его под свое покровительство, и вскоре, в 1775 году, 28-летний Абрахам-Луи Бреге открывает свой часовой магазин. Талант Бреге многогранен: он не только гениальный механик, но и великолепный дизайнер. Мастер кардинально улучшил механические часы: он изобрел анкерный механизм, не требующий смазки, избавив вельможных клиентов от необходимости постоянно иметь при себе масленку, придумал специальную пружину гонга минутного репетира, принцип которой сохраняется и в современных часах, разработал противоударную систему защиты меха «parachute» (и эффектно прорекламировал ее, бросив часы оземь на светском приеме в присутствии Талейрана).

Гениальные способности великого мастера обнаружились не только в области механики и дизайна. А.-Л. Бреге проявил себя талантливым бизнесменом, придумав продавать часы по подписке. Клиент, заказывая часы, вносил аванс, а окончательный расчет производил после того, как получал готовое изделие. Бреге был первым, кто использовал платину в качестве материала для корпуса часов. Настоящий же переворот в часовом искусстве датируется 26 июля 1801 года – днем, когда Бреге запатентовал турбийон (lourbillon) – устройство, компенсирующее воздействие сил земной гравитации на работу механизма часов Мастер настолько преуспел в области дизайна часов, что появился термин «стиль Бреге»: «цифры Бреге», стрелки «Бреге» – так и пишут в технических описаниях к своим моделям многие часовые марки, носящие громкие имена.

На протяжении двух с четвертью столетий счастливыми обладателями часов Breguet были многие известные личности: Бальзак, Стендаль, Пушкин. К искусству Breguet особенно благоволила власть: Наполеон Бонапарт, сэр Уинстон Черчилль. С Россией у компании сложились особые отношения. В 1808 году Бреге открывает в Санкт-Петербурге свой «Русский дом». Александр I становится восторженным поклонником Breguet, выбрав для себя сразу несколько пар часов. Вскоре мода на Breguet среди российской знати распространяется с такой силой, что не остается практически ни одной аристократической фамилии, не сделавшейся клиентом дома. Часы Breguet настолько популярны, что имя марки становится нарицательным: «брегетом» называют любые карманные часы с боем – вспомним пушкинского Онегина или графа Ольховского у Куприна. Рассматривать историю Breguet исключительно с мужской точки зрения означало бы оставить без внимания главное: часы Breguet в течение двух столетий носили самые выдающиеся женщины. Среди них Мария-Антуанетта, королева Франции, маркиза де Кондорее, императрица Жозефина и Каролина Мюрат, королева Неаполя – все они находили стиль Breguet неотразимым. Чтобы угодить вкусам столь выдающихся женщин, компания в течение долгого времени мастерски совмещала искусство часового дела и искусство обработки драгоценных камней.

Абрахам-Луи Бреге пережил четыре исторические эпохи: Францию Людовика XVI, революцию, империю Наполеона и Реставрацию при Людовике XVIII. Любая власть преклонялась перед его искусством. Сам же мастер до последнего дня оставался верен своему делу. Смерть застала его в возрасте 77 лет, когда он трудился над очередным изобретением.

Вдохновением для создания новой коллекции Breguet – Reine de Naples – послужили старинные часы-браслет, которые Абрахам-Луи Бреге создал для сестры Бонапарта Каролины, королевы Неаполя. Сегодня мастера Breguet воспроизвели эти уникальные ювелирные часы, ставшие символом современной женской утонченности.